Осенью 2008 года славный город Новосибирск второй раз посетили легендарные ветераны рока Deep Purple. Состоялось это в рамках тура, приуроченного к сорокалетию группы и колесили музыканты по РФ где-то с месяц или около того.
Осенью 2008 года славный город Новосибирск второй раз посетили легендарные ветераны рока Deep Purple. Состоялось это в рамках тура, приуроченного к сорокалетию группы и колесили музыканты по РФ где-то с месяц или около того.
Два студента НГУ — Саша и Сережа — приобрели пару билетов по космическим на тот момент ценам в 3600 рублей, а дата 23 октября была жирно отмечена в настенном календаре. Вообще, местный ледовый дворец спорта — последнее место в городе, предназначенное для концертов. Я убедился в этом, посетив несколько разножанровых коллективов, таких как «Scorpions», «A-Ha» и череды российских исполнителей вроде «БИ-2 или Басты с «Ленинградом» — к сожалению, все они звучали одинаково хреново. После того, как в городе появились и другие куда более приспособленные для проведения крупных выступлений площадки, с этим фактом согласились даже самые ярые скептики.
За пару часов до начала концерта мы прибыли на место, посмотрели, что к чему и пришли к выводу, что трезвыми на «DP» идти нельзя. В ларьке через дорогу были приобретены бутылки «Балтики №9» по две на человека и несколько пакетиков сухариков «Кириешки», после чего приняли решение отойти за небольшой, но уютный лесок позади ледового дворца спорта, где и от души угоститься.
Оказавшись на месте, мы с удивлением обнаруживаем группу мужчин в возрасте выше среднего, которые разложили хорошую такую поляну на двух раскладных столах, где по уровню 2008 года было всё, что только было необходимо для качественной подготовки и радости души перед концертом легендарной рок-группы.
— О-о-о, а вот и внучата подтянулись, — с радостным возгласом встретили нас мужчины. — Давайте к нам, не стесняйтесь!
Мы вежливо отказались, мол, у нас свое — но далеко не отходили и в целом присоединились к импровизированному торжеству и, употребив, направились ко входу в здание, где очередь уже слегка подрассосалась.
Концерт был убойным. Не без минусов, но разве могут перевесить те факты, что под конец выступления музыканты выглядели весьма уставшими (до конца бодро дотянул только гитарист Стив Морс), а Яна Гиллана можно узнать лишь по босым ногам и некоторым тональностям голоса — все началось с какого-то лютневого соло Морса, а потом понеслось как из пулемета: Space truckin, Black night, Strange kind of woman, Smoke on the water… В общем, на хреновый звук Ледового дворца спорта в какой-то момент было откровенно насрать — было и так очень хорошо.
Но история, собственно, писалась ради эпичного финала.
Выйдя после концерта на улицу, мы направились в так называемый «бэкстейдж», где стояли фуры, на которых привезли технику музыканты. Нас таких бесстрашных и отмороженных набралось порядка десяти человек, и мы культурно и терпеливо ожидали — наверняка же кто-нибудь из музыкантов появится, а мы тут как тут с просьбой попросить автограф. Самый бесстрашный из десяти ожидающих прямым шагом проследовал в оказавшуюся не запертой и совершенно не охраняемую дверь «черного входа», но уже через пару минут его вежливо вывела под руки пара крупногабаритных мужчин в черных костюмах.
— А чё, ну чё, я ж просто поговорить, пообщаться, — беззлобно и негромко сетовал незадачливый авантюрист. К слову, нас никто не выгонял, а один из охранников сказал:
— Ребят, ну погодите вы немного. Сейчас они выйдут.
И правда — спустя минут двадцать из дверей появляется Стив Морс, с хитрецой смотрящий на нас. За ним выходит клавишник Донни Эйри, а спустя секунду — и сам Ян Гиллан. Они о чем-то перешептывались, а мы всей толпой осторожно приблизились к легендарным дедам даже не зная, что, собственно, хотели от них.
— Thanks for the concert (спасибо за концерт), — выдавил я из себя. В ногах я чувствовал дрожь, а сердце бухало, грозясь вырваться наружу.
Музыканты с добродушными улыбками кивали, разрешили пофотаться с ними и если бы по прошествии лет у меня не сдохла пара жестких дисков, этот пост наверняка бы был снабжен хотя бы одной-двумя фотографиями.
— Would you like to get our autographs? (Не хотели бы вы взять у нас автографы) — усмехнувшись спросил Ян Гиллан. В буре эмоций, которые мы старательно сдерживали, дабы музыканты не сочли нас сумасшедшими, из головы как-то вылетела сама идея о том, что у музыкантов можно взять автограф. А когда до нас дошло, то было обнаружено — не у меня, ни у Сани не оказалось ни ручки, ни чего-то, похожего на бумагу.
И тут происходит, собственно, то, ради чего и писался этот пост.
Саня протягивает Гиллану… свой студенческий билет.
Гиллан смотрит на протянутые ему «корочки» и его глаза (я вам клянусь) делаются шире, чем обычно.
— Um... This is a document? (это же документ?) — вежливо уточняет он, глядя на Саню.
Саня задумывается на секунду, после чего с радостной лыбой махнул рукой и выдал:
— Да похуй! Это же «Дип Пёрпл»!
— You here in Russia really are all crazy (вы тут в России и правда все ебанутые), — с усмешкой отзывается Гиллан, расписывается в студенческом и передает по кругу не менее удивленным Морсу и Эйри.
Домой мы уезжали крайне воодушевленные.
На следующий день Саня на проходной предъявляет студенческий, а охранник интересуется, мол, а чего он у тебя почирканный-то?
— Да братик маленький порисовал, — отвечает Саня, после чего деканате заказывает дубликат.
Если я правильно помню, Саня подарил украшенный автографами студенческий папе, который в молодости был весьма увлечен «DP», а мне на память осталась эта история и пережитые эмоции.
1970 год. В предыдущем 69м году отгремел Вудсток, где зажигал (в прямом и переносном смысле) Джими Хендрикс. А уже в этом году Джими умрет от последствий злоупотребления наркотическими веществами (фактически - подавившись рвотными массами).
В этом году состоялся дебют Black Sabbath с одноименным альбомом. Альбом породил новый жанр в рок-музыке - оккультный дум-метал. Однако посредственное качество записи, невыразительные подчас мелодии и неуместная губная гармошка не позволяют включить этот в альбом в список лучших.
Хороших же альбомов в этом году было немало. Целых десять штук!
1. A.L.Weber , T.Rice - Jesus Christ Superstar
Это, наверное, будет первый и последний раз в этом цикле, когда в топе не произведение какой-то конкретной группы. Это целая рок-опера, созданная великим Эндрю Вебером, на такую нетипичную для рок-музыки тему, как жизнь Иисуса Христа. Отличные вокалисты, в том числе и Ян Гиллан (будущий вокалист Deep Purple) в роли Иисуса. Гениальные мелодии. И отличное сочетание классической музыки и электрических гитар.
После этого альбома появилось множество других рок-опер на самые разные темы. Сейчас выпустили уже немало метал-опер и даже несколько блек-метал опер. Но "Иисус Христос Суперзвезда" так и остался непревзойденным.
This Jesus Must Die
Gethsemane (I Only Want to Say)
2. Uriah Heep - Salisbury
Если вам не довелось повидать знаменитые шпили города Солсбери, то вы просто обязаны послушать этот альбом группы Uriah Heep. Это уже второй альбом "хипов", однако дебют был не особо выразительным. На этом же альбоме целая россыпь хитов. Лучший альбом в дискографии группы и один из лучших в рок-музыке вообще.
Bird of Prey
Lady in Black
3. Black Sabbath - Paranoid
Если первый альбом был, на мой взгляд, слишком эклектичным, то тут группа нашла свое звучание и уже не изменяла ему на протяжение многих лет. Один из первых, по-настоящему, металлических альбомов.
Едва ли не все песни с этого альбома попадают в сборники лучших у группы. Качество записи, как и часто у группы, невысокое. А к визгу вокалиста надо просто привыкнуть (что не так просто - Оззи делает все, чтобы ваши уши при прослушивании сворачивались в трубочку).
Paranoid
Iron Man
4. MAGMA - Magma (Kobaia)
Одна из самых самобытных групп в истории рок-музыки. Если одни придумывали новые направления в рок-музыке, то Magma не только придумала новое направление, но так и осталась практически единственной группой в этом жанре ("Zeuhl").
Но и этого французам показалось мало - кроме особого звучания тут и свой собственный выдуманный язык и своя особая вселенная. Лидер группы - еще один штрих к "особости" - барабанщик. Он же автор стихов и музыки.
Magma выпускает альбомы до сих пор и до сих пор не перестает удивлять альбомами на стыке рока, джаза и (репетитативного) модернизма.
Kobaïa
5. Pink Floyd - Atom Heart Mother
Мы на время забыли про великих Пинк Флойд. За те годы, что мы пропустили, группа выпустила несколько неплохих альбомов и полностью избавилась от психоделического влияния Сида Барретта. И выпустила один из самых необычных своих альбомов.
"Атом сердце мать" не ругает только ленивый, в том числе и все(!) участники группы. Однако тут, кроме нескольких отличных мелодичных треков, есть одноименная альбому песня - эпик длинной в два десятка минут. Такая песня вполне могла бы появиться и на альбоме Magma. Симфонический оркестр, женский хор, типичные гилморовские соло и джазовые перебивки. Впрочем, больше в этом направлении Пинк Флойд развиваться, к сожалению. не будет.
If
Atom Heart Mother
6. Led Zeppelin - III
После первых двух альбомов Цепеллины немного сбавили напор. Пишут, что по разным причинам главенствующую роль при записи играл басист Джон Пол Джонс. Поэтому и звучание альбома не самое типичное для группы и, в целом, уровень альбома не самый высокий. Однако несколько хитов на все времена тут, определенно, есть.
Immigrant Song
Since I’ve Been Loving You
7. King Crimson - In the Wake of Poseidon
8. King Crimson - Lizard
Два альбома-близнеца. После сверхудачного дебюта сочинительство музыки в группе полностью взял на себя гитарист Роберт Фрипп. И это сказалось не в лучшую сторону - слишком много экспериментов, слишком много эклектики и самолюбования. Из каждого из этих альбомов можно спокойно выкинуть половину записанного материала. Тем не менее - кроме как на альбомах Кинг Кримсон вы такую музыку больше нигде не услышите. Классика прогрессивного рока.
Pictures of a City
Indoor Games
9. Genesis - Trespass
Не первый альбом группы. Группы, лидерство в которой однажды захватит Фил Коллинз (чем сделает группу в разы популярней, но что в итоге и убьет Genesis). А пока что Фил Коллинз - просто хороший барабанщик, а лидеры и авторы у группы другие. В 1970 году группа все еще играет отличный прог-рок.
The Knife
10. Emerson, Lake & Palmer - Emerson, Lake & Palmer
Еще один непростой альбом в данной подборке. По сути, это и не рок вовсе. Это либо заимствование классических композиций, либо прямое переигрывание классики на синтезаторе. Но до них так еще никто не делал. А Кит Эмерсон показал себя как один из лучших (если не лучший) клавишник в истории всей рок-музыки.
The Barbarian
14 апреля 1945 года родился великий гитарист Ричи Блэкмор. Один из ветеранов Deep Purple, бессменный лидер Rainbow. А ещё — средневековый менестрель в собственном проекте Blackmore's Night.